События
Гатка - боевое искусство Сикхов - Боевые искусства сикхов |
Автор: Harsaran Singh | |||||||||||||||||||||
12.02.2012 09:45 | |||||||||||||||||||||
Страница 3 из 3
Боевые искусства сикхов
При этом в культурном и религиозном плане сикхи оказались на перепутье. Они не могли принять ислам, поскольку это была религия их врагов, Великих Моголов, а ярко выраженное стремление к свободе, возникшее в ответ на попытки порабощения, не позволяло согласиться с догматичным индуизмом и его жесткой кастовой системой. В результате сикхи создали собственную религию – сикхизм. Не смотря на то, что она возникла в среде индуизма и ислама, она не признает такого наследования и является весьма оригинальной. Именно эта вера, в не малой степени, сформировала мировоззрение сикхов и сделалась стержнем их боевых искусств. Вести речь об этих искусствах без отсылок к религиозным и этическим нормам сикхов невозможно, настолько крепко они связаны. Стоить отметить, что всех сикхов принято делить на «посвященных» и «непосвященных», соответственно на амиритдхари и сахаджхари. И те, и другие, являются последователями сикхизма, однако первые прошли обряд посвящения и сформировали особый воинский клан, называемый «хальса», а вторые – нет. Посвящение позволяет сикхам-амиритдхари иметь пять отличительных признаков, так называемые пять «К». К ним относится:
«Непосвященные» не имеют права иметь эти признаки. Они хоть и являются сикхами, но не считаются воинами и не владеют боевыми искусствами.
Основным боевым искусством посвященных сикхов, входящих в хальсу является «гатка». Это отточенное умение вести бой с оружием против одного или нескольких противников. Традиционными в гатке являются три предмета. Длинный шест, часто окованный железом с одного или обеих концов, меч-кирпана и небольшой круглый щит. Движения гатки основаны на двух основных принципахВ первую очередь это скорость и мощность наносимого удара. Поэтому сикхи-воины стараются тренировать реакцию и быстроту при любой возможности. Для повышения силы удара мечом, шестом или щитом сикхи используют высокие прыжки, но не для ударов ногами, как в других единоборствах, а для того, чтобы в момент касания оружия с телом противника приложить к нему полный вес своего тела без опоры на грунт. Второй принцип гатки – непрерывность движения. Имея за плечами огромный боевой опыт, сикхи заметили, что основная потеря скорости и силы удара происходит в начале и в конце любого движения. Сначала происходит борьба с инерцией для разгона оружия, затем потеря времени на его извлечении из тела. Бойцы гатки решили этот вопрос кардинальным образом, введя огромное число непрерывных круговых движений, у которых нет ни начала, ни конца. Это и вращение оружием, создающее перед нападающим веер из отточенной стали, похожий на крутящийся винт вертолета, и вращение самого бойца вокруг своей оси. Даже при выполнении прыжков вращение не останавливается. Со стороны действия мастера гатки похожи на завораживающий танец, с той разницей, что для врагов это действо оказывалось смертельным. Подобная техника требует не только высокой скорости реакции и точности, но и весьма крепкого вестибулярного аппарата. Зато ее эффективность просто поражает воображение. Эти вращения и прыжки, по мнению ряда экспертов, говорят о том, что украинский гопак мог иметь корни в гатке, что не противоречит современной теории переселения народов. Возможно, когда-то и гопак был эффективным боевым искусством, лишь потом превратившись в танец. В общем, мужчины хальсы весьма и весьма подготовлены, как физически, так и психологически. Но и в такой среде есть своя воинская элита, настоящий рыцарский орден, сохранившийся до наших дней. Это ниханги. Ниханги
Постоянные упражнения, состязания и показательные выступления в течение столетий отточили боевое искусство нихангов до совершенства. В его основе лежит идеология сокрушающей эффективности, а так же огромный боевой опыт предков. В этом боевое искусство нихангов, называемое «нарамхай-ниханго» не знает себе равных и сильно отличается от китайских или современных японских стилей, в которых во главу угла поставлена красивая теория или чистая акробатика, мало применимая в реальном бою. Можно провести всем понятную аналогию различия между гаткой и нарамхай-ниханго. Гатка – боевое искусство рядовых воинов хальсы, нечто вроде армейского рукопашного и штыкового боя в современной армии, только гораздо более эффективное. А нарамхай-ниханго – боевое искусство спецподразделений, потому что именно спецназом были и остаются ниханги Пенджаба. И если основной пехоте сикхов было достаточно гатки с тремя видами оружия, то спецподразделения нихангов нуждались в расширении арсенала. Кроме мечей и щитов они применяли копья для пешего и конного боя, а так же владели изощренной джигитовкой, позволявшей сикхской кавалерии творить чудеса на поле боя.
Нарамхай-ниханго унаследовало от гатки принципы быстроты удара и непрерывных движений, однако это определенно другая, более высокая, ступень боевого искусства сикхов, за что говорит и расширенный арсенал, и некоторая разница в технике. Неспециалист на показательных выступлениях может и не отличить бойца гатки от бойца нарамхай-ниханго, но в реальном бою разница по эффективности станет очевидна. В нарамхай-ниханго были введены движения с резким изменением положения центра тяжести при ударе, что усиливало его мощь, а так же стремительные линейные выпады, необходимые для боя копьем. Кроме того, нарамхай-ниханго немыслимо без джигитовки и приемов конного боя. Шастра-видья
Многие уверены, что сикхам, постоянно находящимся при оружии даже в быту, бой голыми руками был не нужен и они не владеют его приемами. Но это не так. Среди нихангов существовала и существует своя элита, которая владеет тайнами еще одного боевого искусства - шастра-видья. Эта система боя разрабатывалась не для применения при столкновении армий, а именно как система самозащиты в различных нештатных ситуациях, которые могут возникнуть даже на дружественной территории. Шастра-видья окутана множеством тайн, а сведения о ней противоречивы. Но сомневаться в ее существовании не приходится, как не стоит сомневаться и в ее эффективности. Доподлинно известно, что шастра-видья возникла позднее, чем гатка и нарамхай-ниханго и имеет ряд наследований от этих боевых искусств, например умение вести бой с несколькими противниками одновременно, поразительную скорость и мощь ударов, а так же непрерывные циклы траектории движения при атаке и защите. Стимулом для возникновения этой боевой системы в 19-м веке стало появление в Пенджабе англичан, которые не приветствовали ношение оружия на занятых ими территориях. Шастра-видья имеет пять основных принципов: опережение противника по скорости, обманные движения и атаки на фланги, изменении линии атаки противника отклонением его движений, а так же умение свободно перемещаться в низких боевых стойках. Сорокачетырехлетний Нидар Сингх, считающийся последним и единственным мастером шастра-видья, заявил в своем интервью BBC, что современный человек в принципе не может овладеть шастра-видья, поскольку нынешний образ жизни не позволяет уделить тренировкам должного количества времени. Но, возможно, это лишь одна из намеренно созданных легенд, призванных ограничитькруг посвященных. по материалам: Мифы народов мира. Электронная энциклопедия. автор данного исследования –Дмитрий Янковский об авторе.. >>
Desi DNA Gatka Baba Fateh Singh Gatka Akhara
Miri Piri Academy Gatka
Sanatan Shastarvidiya Seminar - September 2011
|
|||||||||||||||||||||
Обновлено 15.11.2017 09:09 |