События
Гатка - боевое искусство Сикхов |
Автор: Harsaran Singh | |||||||||||||||||||||
12.02.2012 09:45 | |||||||||||||||||||||
"Я научу воробья охотиться на сокола, а человека - сражаться с целой армией" Гуру Гобинд Сингх Гатка (в.-пандж. ਗਤਕਾ) — боевое искусство Пенджаба. Гатка практиковалась сикхами в XVII—XIX веках в боевых столкновениях. Гатка начинает свою историю с Гуру Харгобинда, сына и преемника Гуру Арджуна, который был казнен в 1606 году императором Джахангиром, и считается первым мучеником веры сикхов. Рассказывают, что Гуру Харгобинд носил на поясе два меча «Мири» и «Пири» — как символы духовной силы и светской власти. Гатка предусматривает возможность ведения поединка против нескольких противников одновременно. Для этого, оружие держится как в правой, так и в левой руке. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Nanak Dev Singh Khalsa-Мастер Гонга и Гатки Нанак Дэв Сингх жил как Кшатрия на протяжении 25 лет. В 1982 г он был инициирован в клан Кшатрия его первым Учителем Бхай Далип Сингхом в Понта Сахиб ( Индия). С тех пор Нанак Дэв обучает на западе традиции Кшатрия по воле первого Учителя. В настоящее время Нанак Дэв продолжает совершенствовать свое мастерство с Акали Нихангом Нидхаром Сингхом в Великобритании. Традиция Кшатриев (святой воин) возникла 10 тыс. лет назад. Многие великие личности Ведической традиции были кшатриями: Гаутама Будда, Кришна Аватар, Рам Чандар, Гобиндэ Сингх. Искусство Кшатрия - это искусство балансирования и гармонизации полярностей, как, например, силы воина со смирением святого. Для того, чтобы создавать изящную силу Кшатрия, мы практикуем военное искусство Гатка, укрепляя нашу земную силу и комбинируем его с Кундалини йогой – нашей духовной силой. Соединение двух форм Ади Шакти (изначальная Великая сила) наделяет последователей Кшатрия качествами, присущими Богу, чудесными способностями, удивительными возможностями, благородством. Соединение двух форм Ади Шакти (изначальная Великая сила) даёт Кшатриям их экстраординарные, богоподобные качества. Кундалини йога усиливает духовную энергию (Бхакти) через стимуляцию тонкой нервной системы (нади). Шастар Видья увеличивает силу физического плана (Шакти) через стимуляцию центральной нервной системы. Обе практики вместе балансируют и гармонизируют две энергетические системы. Когда совершенный баланс в этих системах достигнут, имеет место сильный синергетический эффект, создающий Ади Шакти (Первичная, божественная сила). В этом заключен магический эффект традиции Кшатрия. Ади Шакти – сила, которой наделен каждый и имеет прямое право пробудить ее и пользоваться ее бесконечным потенциалом.
по материалам группы Вконтакте. Боевые искусства сикхов
При этом в культурном и религиозном плане сикхи оказались на перепутье. Они не могли принять ислам, поскольку это была религия их врагов, Великих Моголов, а ярко выраженное стремление к свободе, возникшее в ответ на попытки порабощения, не позволяло согласиться с догматичным индуизмом и его жесткой кастовой системой. В результате сикхи создали собственную религию – сикхизм. Не смотря на то, что она возникла в среде индуизма и ислама, она не признает такого наследования и является весьма оригинальной. Именно эта вера, в не малой степени, сформировала мировоззрение сикхов и сделалась стержнем их боевых искусств. Вести речь об этих искусствах без отсылок к религиозным и этическим нормам сикхов невозможно, настолько крепко они связаны. Стоить отметить, что всех сикхов принято делить на «посвященных» и «непосвященных», соответственно на амиритдхари и сахаджхари. И те, и другие, являются последователями сикхизма, однако первые прошли обряд посвящения и сформировали особый воинский клан, называемый «хальса», а вторые – нет. Посвящение позволяет сикхам-амиритдхари иметь пять отличительных признаков, так называемые пять «К». К ним относится:
«Непосвященные» не имеют права иметь эти признаки. Они хоть и являются сикхами, но не считаются воинами и не владеют боевыми искусствами.
Основным боевым искусством посвященных сикхов, входящих в хальсу является «гатка». Это отточенное умение вести бой с оружием против одного или нескольких противников. Традиционными в гатке являются три предмета. Длинный шест, часто окованный железом с одного или обеих концов, меч-кирпана и небольшой круглый щит. Движения гатки основаны на двух основных принципахВ первую очередь это скорость и мощность наносимого удара. Поэтому сикхи-воины стараются тренировать реакцию и быстроту при любой возможности. Для повышения силы удара мечом, шестом или щитом сикхи используют высокие прыжки, но не для ударов ногами, как в других единоборствах, а для того, чтобы в момент касания оружия с телом противника приложить к нему полный вес своего тела без опоры на грунт. Второй принцип гатки – непрерывность движения. Имея за плечами огромный боевой опыт, сикхи заметили, что основная потеря скорости и силы удара происходит в начале и в конце любого движения. Сначала происходит борьба с инерцией для разгона оружия, затем потеря времени на его извлечении из тела. Бойцы гатки решили этот вопрос кардинальным образом, введя огромное число непрерывных круговых движений, у которых нет ни начала, ни конца. Это и вращение оружием, создающее перед нападающим веер из отточенной стали, похожий на крутящийся винт вертолета, и вращение самого бойца вокруг своей оси. Даже при выполнении прыжков вращение не останавливается. Со стороны действия мастера гатки похожи на завораживающий танец, с той разницей, что для врагов это действо оказывалось смертельным. Подобная техника требует не только высокой скорости реакции и точности, но и весьма крепкого вестибулярного аппарата. Зато ее эффективность просто поражает воображение. Эти вращения и прыжки, по мнению ряда экспертов, говорят о том, что украинский гопак мог иметь корни в гатке, что не противоречит современной теории переселения народов. Возможно, когда-то и гопак был эффективным боевым искусством, лишь потом превратившись в танец. В общем, мужчины хальсы весьма и весьма подготовлены, как физически, так и психологически. Но и в такой среде есть своя воинская элита, настоящий рыцарский орден, сохранившийся до наших дней. Это ниханги. Ниханги
Постоянные упражнения, состязания и показательные выступления в течение столетий отточили боевое искусство нихангов до совершенства. В его основе лежит идеология сокрушающей эффективности, а так же огромный боевой опыт предков. В этом боевое искусство нихангов, называемое «нарамхай-ниханго» не знает себе равных и сильно отличается от китайских или современных японских стилей, в которых во главу угла поставлена красивая теория или чистая акробатика, мало применимая в реальном бою. Можно провести всем понятную аналогию различия между гаткой и нарамхай-ниханго. Гатка – боевое искусство рядовых воинов хальсы, нечто вроде армейского рукопашного и штыкового боя в современной армии, только гораздо более эффективное. А нарамхай-ниханго – боевое искусство спецподразделений, потому что именно спецназом были и остаются ниханги Пенджаба. И если основной пехоте сикхов было достаточно гатки с тремя видами оружия, то спецподразделения нихангов нуждались в расширении арсенала. Кроме мечей и щитов они применяли копья для пешего и конного боя, а так же владели изощренной джигитовкой, позволявшей сикхской кавалерии творить чудеса на поле боя.
Нарамхай-ниханго унаследовало от гатки принципы быстроты удара и непрерывных движений, однако это определенно другая, более высокая, ступень боевого искусства сикхов, за что говорит и расширенный арсенал, и некоторая разница в технике. Неспециалист на показательных выступлениях может и не отличить бойца гатки от бойца нарамхай-ниханго, но в реальном бою разница по эффективности станет очевидна. В нарамхай-ниханго были введены движения с резким изменением положения центра тяжести при ударе, что усиливало его мощь, а так же стремительные линейные выпады, необходимые для боя копьем. Кроме того, нарамхай-ниханго немыслимо без джигитовки и приемов конного боя. Шастра-видья
Многие уверены, что сикхам, постоянно находящимся при оружии даже в быту, бой голыми руками был не нужен и они не владеют его приемами. Но это не так. Среди нихангов существовала и существует своя элита, которая владеет тайнами еще одного боевого искусства - шастра-видья. Эта система боя разрабатывалась не для применения при столкновении армий, а именно как система самозащиты в различных нештатных ситуациях, которые могут возникнуть даже на дружественной территории. Шастра-видья окутана множеством тайн, а сведения о ней противоречивы. Но сомневаться в ее существовании не приходится, как не стоит сомневаться и в ее эффективности. Доподлинно известно, что шастра-видья возникла позднее, чем гатка и нарамхай-ниханго и имеет ряд наследований от этих боевых искусств, например умение вести бой с несколькими противниками одновременно, поразительную скорость и мощь ударов, а так же непрерывные циклы траектории движения при атаке и защите. Стимулом для возникновения этой боевой системы в 19-м веке стало появление в Пенджабе англичан, которые не приветствовали ношение оружия на занятых ими территориях. Шастра-видья имеет пять основных принципов: опережение противника по скорости, обманные движения и атаки на фланги, изменении линии атаки противника отклонением его движений, а так же умение свободно перемещаться в низких боевых стойках. Сорокачетырехлетний Нидар Сингх, считающийся последним и единственным мастером шастра-видья, заявил в своем интервью BBC, что современный человек в принципе не может овладеть шастра-видья, поскольку нынешний образ жизни не позволяет уделить тренировкам должного количества времени. Но, возможно, это лишь одна из намеренно созданных легенд, призванных ограничитькруг посвященных. по материалам: Мифы народов мира. Электронная энциклопедия. автор данного исследования –Дмитрий Янковский об авторе.. >>
Desi DNA Gatka Baba Fateh Singh Gatka Akhara
Miri Piri Academy Gatka
Sanatan Shastarvidiya Seminar - September 2011
|
|||||||||||||||||||||
Обновлено 15.11.2017 09:09 |