Text Size
   
Аутотренинг  E-mail
Автор: Administrator   
03.04.2011 19:18
Индекс материала
Аутотренинг
Техника безопасности при применении аутогенной тренировки
Все страницы

Аутогенная тренировка — (от греч. autos — сам, genos — происхождение) — психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенного в результате дистресса.

Приемы АТ—2, их последовательность, ожидаемое действие иусловия применения

Наименование

Основная цель приема

Ожидаемое действие

Характер использования

I. Переходные упражнения от AT-I к АТ-2

Поддерживающая тренировка

Преодоление излишнего мышечного и эмоционального напряжения. Вегетативная саморегуляция

Развитие внимания и воли; успокоение, отдых

Регулярные и длительные самостоятельные занятия

Дыхательная гимнастика

Дисциплинирование эмоций; массаж органов брюшной полости; улучшение газообмена

Восстановление работоспособности; улучшение кровоснабжения внутренних органов

Обязательный элемент самостоятельных тренировок по любой программе

«Вечернее» дыхание

Преодоление аффекта

Успокоение

«Утреннее» дыхание

Психологическая мобилизация

Возбуждение (эмоции готовности к действию)

Регуляция мышечного тонуса

Первоначальное самовоздействие на эмоциональную сферу

Моделирование нужных эмоций

Разучивание в группe, применение индивидуально; тренировка — регулярно и длительно, корригирующее — по мере надобности

Разучивание в группe, при менение индивидуально; тре нировка — регулярно и длительно, корригирующее — по мере надобности

Релаксация

Повышение тонуса системы блуждающего нерва; борьба с перевозбуждением и аффектом

Снижение эмоционального напряжения; отдых, транквилизация

I. Переходные упражнения от AT-I к АТ-2

Наименование

Основная цель приема

Ожидаемое действие

Характер использования

Упражнения мимической мускулатуры

Эмоциональное самовоздействие по механизмам «обратной связи»

Моделирование заданного настроения в широком диапазоне и коррекция нежелательных эмоций

Тренировка «кругов внимания»

Тренировка внимания и воли; преднамеренное переключение активного внимания ; дисциплинирование мышления

Успокаивающее—при расширении внимания; мобилизующее — при концентрации внимания

Длительное, 1—2 раза в неделю, варьируя сюжеты упражнений

Воспитание привычки (см. комплексный курс)

Создание системы положительных условных рефлексов и корригирующих привычек; упорядочение режима дня

Корригирующее транквилизирующее или мобилизующее, в зависимости от выбранного приема

Длительное и постоянное в повседневной жизни

Пантомимика

Создание нужных стереотипов осанки; владение телом

Корригирующее воздействие на эмоции (мобилизующее по преимуществу)

То же

II. Начальные упражнения АТ-2

Наименование

Основная цель приема

Ожидаемое действие

Характер использования

II. Начальные упражнения АТ-2

Упражнения в темпоритме (т/р)

Управление темпом переживаний; дисциплинирование мышления и эмоциональной сферы

Засыпание (т/р 1), отдых (т/р 2—З), подготовка к действию (т/р 4—5), действие (т/р 6—7)

Обучение — 1—2 групповых занятия. Самостоятельная тренировка 2—З нед;применение — по мере надобности (в сочетании с дыхательной гим­настикой)

Идеомоторные акты

Психологическая и мышечная мобилизация; освоение сложных комплексов движений (в спорте)

Возбуждающее (психологическая «разминка»)

Обучение —1 групповое занятие; самостоятельная трени ровка — 1—2 нед; примене ние — по мере надобности (в сочетании с темноритмами 4—8)

«Созерцание»Непрерывное

Тренировка внимания и воли

То же

Спокойное сосредоточение

1 нед самостоятельной тренировки, переход к следующему упражнению

Ритмичное

То же и тренировка запоминания

Сосредоточение, мобилизация

1—2 нед самостоятельной тренировки, переход к следующему упражнению

Наименование

Основная цель приема

Ожидаемое действие

Характер использования

Мысленное

То же и тренировка воображения и оперативной памяти

Сосредоточение, мобилизация

3—4 нед самостоятельной тренировки и переход к следующему упражнению

Внутренний видеоскоп

Тренировка направленного воображения

То же, эффект присутствия

Разучивание — 2—3 нед самостоятельное повторение эпизодически

Эмпатия

Тренировка направленного и динамичного воображения

То же, эффект участия

Подготовка к сюжетному воображению

Основные упражнения АТ-2

Наименование

Основная цель приема

Ожидаемое действие

Характер использования

Сюжетное воображение

Тренировка и уравновешивание процессов возбуждения и торможения; заблаговременное моделирование заданных эмоций

Формирование заданных эмоций в тренировочных целях с использованием аудиовизуального комплекса представлений

Разучивание наиболее типичных сюжетов на 4-5 групповых занятиях; самостоятельная тренировка по индивидуальному плану

Дифференцированная релаксация

Купирование аффекта

Эмоциональное выравнивание

Индивидуальное при неожиданных экстремальных ситуациях

Упражнения самоутверждения

Эмоциональное выравнивание в широком диапазоне

Коррекция эмоциональных переживаний; мобилизация (эффект присутствия)

Индивидуальное в предвидимых экстремальных ситуациях

ТЕХНИКА АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ НИЗШИХ СТУПЕНЕЙ

• «Я совершенно спокоен»— подготовительная формула.

• 1-е стандартное упражнение: «Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая. Обе руки и ноги тяжелые». Первое упражнение разучивается на первых 3—4 занятиях с врачом (гетеротренинг). Повторяется больными самостоятельно.

• 2-е стандартное упражнение: «Моя правая (левая) рука (нога) теплая. Обе руки и ноги теплые». Второе упражнение разучивается на последую щих (5—8-м) занятиях гетеротренингом. В дальнейшем 1-е и 2-е упраж нения объединяются единой формулой —«Руки и ноги тяжелые и теплые».

• 3-е стандартное упражнение: «Сердце бьется мощно и ровно». Упражнение разучивается на 9—10-м занятиях гетеротренингом.

• 4-е стандартное упражнение: «Мое дыхание совершенно спокойно» или «Мне дышится совершенно спокойно и свободно». Это упражнение осваивается на 11-м занятии гетеротренингом.

• 5-е стандартное упражнение: «Мое солнечное сплетение излучает тепло» или «Живот прогрет приятным глубинным теплом». Это упражне ние разучивается на 2—3 последующих занятиях гетеротренингом (12—14-е занятие).

• 6-е стандартное упражнение: «Мой лоб приятно прохладен». Шестое упражнение разучивается на последних 2—3 занятиях гетеротренингом (15—17-е занятие).

Цель первого упражнения (тяжесть)

• добиться наибольшего расслабления поперечнополосатой мускулатуры. Исходя из того, что мышечная система более других систем организма подвержена волевому контролю, Шульц считает необходимым начинать курс AT-I с вызывания ощущения мышечной тяжести. Это, по его мнению, вызывает максимальное расслабление мышц, освобожденных от волевого воздействия. При достаточной тренированности наступает генерализация ощущения тяжести, распрост раняющегося на все тело, что свидетельствует об усвоении упражнения.

Цель второго упражнения (тепло)

• — овладение регуляцией сосудистой иннервации конечностей. Выполнение его сопровождается объективно регистрируемыми расширением кожных сосудов и местным повышением кожной температуры . О достаточном усвоении этого упражнения свидетельствует генерализация ощущения тепла.

Цель третьего упражнения

  • регуляция ритма сердечных сокращений. Повторяя мысленно формулу самоприказа, вызываем у себя сенсорные представления, окрашенные приятными эмоциями, и, таким образом, может научиться произвольно менять частоту пульса до 30 ударов в минуту в ту или иную сторону.

Четвертое упражнение.

• направлено на нормализацию и регуляцию дыхательного ритма

Пятое упражнение

• должно вызывать ощущение тепла в брюшной полости в области солнечного сплетения. Оно усваивается труднее других упражнении. Сам автор не дает четкого физиологического обоснования, однако рекомендует предварительно разъяснять тренирующимся значение солнечного сплетения в иннервации внутренних органов. При удачном выполнении пятое упражнение вызывает ощущения, аналогичные испытываемым после теплой ванны; при этом объективно констатируются изменения лейкоцитарной формулы и содержания сахара в крови.

Шестое упражнение

• имеет целью вызывать ощущение про хлады в области лба и висков и направлено на предотвращение и ослабление головных болей сосудистого генеза. мысленное повторение соответствующей формулы самовнушения, как полагает Шульц, вызывает представление легкого прохладного ветерка, овевающего лоб и виски. При возникновении такого ощущения упражнение считается выполненным. W. Luthe (1909, 1970) советует реализовать шестое стандартное упражнение представлением ощущения холодного компресса на лбу у человека, находящегося в теплой ванне. Пролонгированное ощущение такого температурного контраста, по данным автор а, субъективно приятно и оказывает устойчивый седативный эффект на повышенно активных и беспокойных пациентов.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

• Дыхательная гимнастика. В полном объеме ее многообразное физиологическое действие используется в соответствующих уп ражнениях основного курса АТ-I. В подготовительном периоде дыхательные упражнения помогают выработать нужный стереотип дыхательных движений. Не менее, если не более, важно и то, что такая гимнастика обучает концентрации внимания и, следовательно, тренирует волю уже на этом этапе лечения.

• Дыхательные упражнения состоят в ритмичном брюшном(диафрагмальном) дыхании под мысленный счет самого тренирующегося. Счет может быть произвольной длительности, однако он никоим образом не должен затруднять тренирующегося. При выполнении дыхательной гимнастики больному дается задание контролировать движения передней брюшной стенки и тщательно регулировать продолжительность вдохов и выдохов. Дыхательная гимнастика не должна быть продолжительной во избежание утомления непривычным типом дыхания. Во избе жание явлений гипервентиляции следует соблюдать паузу после выдоха, равную по продолжительности половине вдоха. Вначале тренирующиеся (особенно женщины) испытывают некоторые трудности, осваивая брюшной тип дыхания. Эти трудности легко преодолимы после того, как однажды появятся нужные ощущения. В некоторых случаях для этого достаточно положить руку на живот, чтобы контролировать его движения во время акта дыхания.

Упражнения в расслаблении поперечнополосатой мускулатуры — наиболее важная часть всех предварительных упражнений.

• Их цель — научить тренирующихся ощущению расслабленной мышцы или группы мышц и тем облегчить освоение основных упражнений АТ, базирующихся, в первую очередь, на умении релаксироваться. Напомним в связи с этим, что Шульц созданной им системе AT дал двойное название: «аутогенная тренировка; концентрированное саморасслабление» («Autogenes Training; konzentrative Sеlbstенtsраппuнg»). Значение таких упраж нений усугубляется еще и тем, что, как это ни парадоксально, расслабления добиться труднее, нежели напряжения, и, следовательно, труднее осознать субъективно.

Упражнения низшей ступени воздействуют преимущественно на вегетативные функции. С целью оптимизации высших психических функций Шульц разработал высшую ступень аутогенной тренировки (АТ-2), упражнения которой должны научить вызывать сложные переживания, приводящие к излечению через «аутогенную нейтрализацию» и «самоочищение» (катарсис). Стандартные упражнения АТ-1 считаются лишь подготовкой к основному лечению. К высшей ступени аутогенной тренировки относят упражнения, цель которых заключается в тренировке процессов воображения (со способностью к визуализации представлений) и нейтрализации психотравмирующих переживаний.


НАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ АТ-2

• Освоение курса собственно АТ-2 открывается изучением начальных упражнений. Этим названием объединяются те из упражнений АТ-2, которые выполняются все еще приемами AT-I, но направлены на тренировку высших психических функции и оставляют в стороне вегетативную саморегуляцию. По технике выполнения они более сложны, чем переходные упражнения, а по своему действию как бы подготавливают почву для последующих упражнений АТ-2. Тем не менее они имеют и самостоятельное психотерапевтическое значение.

• Начальные упражнения тренируют главным образом внимание, направленное воображение и волю.

• В. Л. Леви (1973) приводит некоторые приемы, тренирующие внимание, заимствованные, в свою очередь, из комплекса упражнений раджа-йоги [Рамачарака, 1911].

• Непрерывное созерцание. Находясь в удобной расслабленной позе, пристально разглядывать 3—5 мин какой-либо предмет (коробок спичек, карандаш, стакан), стараясь не отводить от него взгляда и стремясь найти в нем как можно больше деталей. Повторять это упражнение до тех пор, пока тренирующийся не приобретет способность легко удерживать взор на избранном предмете.

• Ритмичное созерцание. Вглядываться в выбранный предмет на спокойном вдохе, а на выдохе — закрывать глаза, как бы «стирая» зрительное впечатление. Можно выбрать и иной ритм: смотреть на выдохе, а закрывать глаза на вдохе, или разглядывать предмет в течение 5 счетов, а на последующие 5 счетов закрывать глаза. Ритмичное созерцание дается легче непрерывного, но повторять его следует многократно.

• Мысленное созерцание. Непрерывно или ритмически созерцать любой предмет в течение 3—5 мин. Затем при закрытых глазах постараться мысленно вызвать в памяти зрительный образ предмета во всех деталях (3—5 мин). После этого открыть глаза и сличить «оригинал» с «копией». Повторить так несколько раз.

• Цель упражнения — тренировка внимания и зрительного воображения. Леонардо да Винчи рекомендовал его и своим ученикам.

• «Внутренний видеоскоп». Внимательно разглядывать 2—З мин какой-либо простой предмет (например, коробок), затем другой (например, стакан). Закрыв глаза, мысленно «положить» коробок в стакан. Повторить это упражнение несколько раз, усложняя его и комбинируя.

• Тренировка эмпатии (вчувствования, перевоплощения). Попытаться поставить себя на место любого неодушевленного предмета, животного или человека, вжиться в них, попытаться чувствовать за них. Несмотря на кажущуюся детскость этого упражнения, оно весьма действенно и возбуждает к себе живой интерес. Так, например, летчики, представляя себя «самолетом», лучше ориентируются в пространстве, успешнее усваивают специальные приемы маневрирования в воздухе [Решетников М. М., 1978].

• Мысленные движения (идеомоторные акты) состоят в мыслен ной имитации активных мышечных движений. Такие «движения»должны оставаться воображаемыми, по переживать их надо сколько возможно детальнее, одновременно старательно удержи ваясь от реальных движении.

• Элементы идеомоторных актов включены в некоторые переходные и начальные упражнения АТ-2. Регулярно применять мысленные движения следует с некоторыми ограничениями, так как представление мышечной активности, так же как и сама дви гательная активность, возбуждает и утомляет. По этой причине от идеомоторной тренировки следует воздерживаться в тех слу чаях, когда возбуждение нежелательно: перед сном, при волне нии и тому подобных ситуациях. Напротив, такие упражнения вполне уместны, если перед тренирующимся стоит задача самомобилизации, сосредоточения для какого-либо физического или психологического усилия.

• Такое свойство идеомоторной тренировки широко используется тренерами в спортивной практике. Они советуют спортсменам перед выполнением какого-либо сложного комплекса движений(прыжок с вышки, гимнастическое упражнение на снаряде), сосредоточившись, «собраться» и мысленно пережить предстоящие движения. Такая «репетиция» движения помогает преодолевать предстартовую апатию» и стимулирует наивысшую психологи ческую готовность перед соревнованием. Идеомоторные пережи вания артикуляторных движений успешно применяются и в лого педической практике [Мажбиц А. А., 1966].

• По технике исполнения и механизмам действия близко к идео моторной тренировке стоит тренировка темпо-ритма. Понятие темпо-ритма заимствовано у К. С. Станиславского, который реко мендовал актерам научиться преднамеренно менять темп и ритм сценических действий и переживаний для «генерирования» нуж ных эмоций и лучшего «вживания» в образ.


Различают до десяти таких темпо-ритмов

(от наиболее медленного к наиболее быстрому):

• 1) абсолютный покой, засыпание;

• 2) пробуждение, покой бодрствования, отдохновение;

• З) обдумывание действия;

• 4) непосредственная мобилизация для действия;

• 5) неторопливые действия;

• 6) сосредоточенные действия;

• 7) быстрые действия;

• 8) стремительные действия;

• 9) опьянение действием;

• 10) экстаз.


АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ

• С точки зрения современных представлений, введенное Шульцем разделение аутогенной тренировки на «низшие» и «высшие» ступени (или, соответственно, АТ-1 и АТ-2) является в значительной степени условным. Если упражнения первой ступени создавались преимущественно в целях воздействия на вегетативно-соматические функции, то, приступая к созданию АТ-2, Шульц ставил задачу оптимизации высших психических функций и коррекции личностных нарушений. Рекомендуемые автором приемы требуют чрезвычайно длительного обучения, часто не имеют достаточной научной обоснованности, в значительной степени заимствованы из религиозной системы йогов и практики психоанализа. В связи с этими причинами упражнения высшей ступени не получили широкого распространения в лечебной практике и представляют скорее исторический интерес.

• В то же время следует отметить, что отдельные элементы АТ-2 входят в большинство современных модификаций аутогенной тренировки.

Аутогенная медитация по I . Schultz .

• Основу АТ-2 составляет аутогенная медитация ( meditation — англ., размышление, созерцание), само наименование которой явно указывает на связь с представлениями йогизма. Сущность этого приема заключается в последовательной тренировке процессов воображения (или, как сейчас иногда говорят, имаженитивных свойств личности), на основе которых в последующем осуществляются образное представление и нейтрализация аффективных переживаний. По Schultz , приступать к аутогенной медитации можно лишь после отличного усвоения базисных упражнений, критерием которого является способность быстро «входить» (за 20—30 с) и удерживать себя в состоянии аутогенного погружения в течение часа и более. В абсолютном большинстве случаев в состоянии пассивной концентрации у пациентов возникают различные сенсорные ощущения (аутогенные разряды), среди которых особое значение придается визуальным феноменам, т. е. облакообразным, в той или иной степени структурированным, окрашенным и черно-белым, статическим и динамическим зрительным образам, спонтанно возникающим при закрытых глазах. Тренировки пассивной концентрации являются подготовительным этапом к аутогенной медитации и, по Schultz , должны продолжаться около 8 мес.

• Затем обучаемые приступают к первому упражнению медитации, задачей которого является фиксация спонтанно возникающих образных представлений, в частности, какого-то одного цвета, доминирующего в поле зрения.

• Через 2 — 4 нед возможен переход ко второму упражнению медитации, сущность которого заключается в целенаправленном вызывании определенных цветовых представлений («видение» заданного цвета), которые подсказываются врачом. Одновременно стимулируются ассоциативные процессы специфической направленности: «цвет — эмоциональные ощущения», например оранжевый — ощущение тепла, расслабления; черный —общая тревога и т. д. Длительность освоения второго упражнения — до 4 мес.

• Третье упражнение заключается в вызывании образных представлений вначале изолированных предметов в обобщенном виде (например, «стул вообще»), а затем конкретных предметов с их «индивидуальными» отличиями (например, сломанный стул, старинное кресло) в определенных ситуациях, в том числе имеющих отношение к самому обучаемому (например, стул, на котором он сидит). В отдельных случаях в конце периода освоения третьего упражнения, который длится 4—6 мес, обучаемый может увидеть в представляемых ситуациях и самого себя, что является одним из критериев успешности.

• После того, как обучаемый хорошо овладеет способностью к целенаправленной визуализации предметных представлений, он может переходить к четвертому упражнению, сущность которого состоит в вызывании образных эквивалентов абстрактных понятий, таких, как «счастье», «истина», «свобода» и т. п. Эти «эквиваленты» обычно глубоко индивидуальны, но всегда поддаются смысловому определению. У одних пациентов понятие «свобода» ассоциируется с «белой лошадью, скачущей по прерии»; у других — с «орлом, парящим в облаках»; у третьих — с небом и т. д. По мнению Шульца, конкретность эквивалента абстрактного понятия позволяет выявить бессознательное, хотя здесь речь скорее идет об особенностях мышления и индивидуального опыта. Скажем, у горца, никогда не бывавшего в прериях, на слово «свобода» скорее возникнет ассоциация с парящим орлом; у жителя Океании — с чайкой и т. д. Четвертый этап медитации осваивается в течение 1 — 1,5 мес.

• В процессе пятого упражнения медитации осуществляется постепенный переход к проекции визуальных образов на себя путем концентрации на переживаниях личного характера: «ситуациях, связанных с возникновением желаний», «облагораживающих эмоциях» и т. п. Иногда эти ситуации оказываются (спонтанно) развернутыми во времени и пространстве, а основным «действующим персонажем» нередко становится сам обучаемый. Проекция на себя является вообще наиболее частым случаем в ассоциативном эксперименте.

• На шестом этапе пациент обучается целенаправленно вызывать образы других людей, вначале «нейтральные» или безличные (торговец, почтальон и т. п.), а затем эмоционально окрашенные образы людей, связанных с обучаемым теми или иными отношениями. Как правило, используются «крайние» типы эмоциональных отношений: симпатии — антипатии. При этом, как отмечает автор, возникающие образы носят несколько шаржированный, карикатурный характер за счет «подсознательного» подчеркивания или гиперболизации их приятных или, наоборот, отталкивающих (для пациента) свойств. Однако в процессе систематических упражнений эта эмоциональная гиперболизация постепенно смягчается, образы становятся все более спокойными и беспристрастными, что, по мнению I . Schultz , является показателем успешности освоения упражнения и свидетельствует о начале «аутогенной нейтрализации». Наши наблюдения [Панов А. Г. и др., 1980] показали, что при визуализации знакомых образов вначале «проявляются» наиболее характерные «контрастирующие» черты их внешности, а направленность гиперболизации чаще всего определяется особенностями индивидуальных отношений испытуемых к тому или иному образу. Основная задача шестого этапа состоит в «нейтрализации» возникающих значимых образов, что, как считал I . Schultz , способствует купированию прошлых аффектов.

• Седьмое упражнение, или «ответ бессознательного», завершает комплекс аутогенной медитации. Овладев способностью к визуализации образов, обучаемый обращается сам к себе с вопросами, ответы на которые даются «не им самим» в виде вербализованных мыслей, а «подсказываются» спонтанно возникающими образами, которые затем вербально интерпретируются. Наиболее часто (в состоянии пассивной концентрации) ставятся вопросы: «Кто я такой?», «Чего я хочу?», «В чем моя главнейшая проблема?» и т. п. По мнению автора, возникающие при этом у обучаемых образы «удивительным путем формируются в представление истины» и дают «понимание истинного смысла» бытия.

Аутогенная терапия по W . Luthe

• Соавтор Шульца по 6-томному руководству W . Luthe вводит новые элементы в структуру метода, объединяя классические и привнесенные приемы общим названием — аутогенная терапия. Аутогенная тренировка по Schultz , как уже отмечалось, включает низшую и высшую ступени, а также применение «формул-намерений». Шульц не выделял в качестве самостоятельного приема специальные упражнения «направленной тренировки органов», однако эти приемы, бесспорно, им использовались, в частности у астматиков. В отличие от него, W . Luthe следующим образом структурирует систему аутогенной терапии:

• 1) стандартные аутогенные упражнения (соответствуют низшей ступени по Schultz );

• 2) аутогенная медитация (соответствует высшей ступени по Schultz );

• 3) аутогенная модификация, включающая: специальные упражнения для органов и формулы-намерения (аналогичны приемам по Schultz и по Kleinsorge - Klumbies );

• 4) аутогенная нейтрализация, в которой выделяются: аутогенное отреагирование и аутогенная вербализация.

• Таким образом, новыми в аутогенной терапии по W . Luthe являются приемы аутогенной нейтрализации : аутогенное отреагирование и аутогенная вербализация. Эти методы были изложены автором в его книге « Correlationes Psychosomaticae » и составляет основное содержание 6-го тома руководства по аутогенной терапии, без основательного изучения которого, как считает сам Лутэ, понимание предложенного им метода невозможно. Впрочем, следует признать, что, если отбросить некоторую туманность терминологии, рекомендуемые этим автором методы в значительной степени подобны разработанным нами приемам аутогенной психологической десенсибилизации и терапии памяти

Самовнушение По Бехтереву

• Описанная В. М. Бехтеревым в 1890-1892 гг., эта методика относится к суггестивной психотерапии и представляет собой оригинальный прием самовнушения, производимого в состоянии легкого гипнотического сна (в начальных стадиях гипноза) . Лечение проводится амбулаторно. Больной, погруженный в состояние легкого гипнотического сна, трижды произносит слова самовнушения, направленного на устранение основного симптома болезни. При последующих сеансах добавляются самовнушения, направленные на устранение других болезненных нарушений. В дни между сеансами больной должен систематически повторять формулу внушения, по возможности "воспроизведя в памяти ту обстановку, в которой производилось внушение". Позднее, в 1911 г., В. М. Бехтеревым была описана методика самовнушения, осуществляемого перед естественным сном или сразу после пробуждения. Для этой методики формула самовнушения вырабатывается соответственно конкретному случаю, произносится от первого лица, в утвердительной форме и в настоящем, а не в будущем времени. Этот прием автор рассматривал скорее как вспомогательный при лечении методом внушения, но в ряде случаев считал его эффективным и при самостоятельном применении. Метод самовнушения в начальных стадиях гипноза оказался эффективным при неврастении, истерии, затяжных постинфекционных астенических состояниях.



Обновлено 04.11.2011 12:41