Text Size
   
Аутотренинг  E-mail
Автор: Administrator   
03.04.2011 19:18
Индекс материала
Аутотренинг
Техника безопасности при применении аутогенной тренировки
Все страницы

Аутогенная тренировка — (от греч. autos — сам, genos — происхождение) — психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенного в результате дистресса.

Приемы АТ—2, их последовательность, ожидаемое действие иусловия применения

Наименование

Основная цель приема

Ожидаемое действие

Характер использования

I. Переходные упражнения от AT-I к АТ-2

Поддерживающая тренировка

Преодоление излишнего мышечного и эмоционального напряжения. Вегетативная саморегуляция

Развитие внимания и воли; успокоение, отдых

Регулярные и длительные самостоятельные занятия

Дыхательная гимнастика

Дисциплинирование эмоций; массаж органов брюшной полости; улучшение газообмена

Восстановление работоспособности; улучшение кровоснабжения внутренних органов

Обязательный элемент самостоятельных тренировок по любой программе

«Вечернее» дыхание

Преодоление аффекта

Успокоение

«Утреннее» дыхание

Психологическая мобилизация

Возбуждение (эмоции готовности к действию)

Регуляция мышечного тонуса

Первоначальное самовоздействие на эмоциональную сферу

Моделирование нужных эмоций

Разучивание в группe, применение индивидуально; тренировка — регулярно и длительно, корригирующее — по мере надобности

Разучивание в группe, при менение индивидуально; тре нировка — регулярно и длительно, корригирующее — по мере надобности

Релаксация

Повышение тонуса системы блуждающего нерва; борьба с перевозбуждением и аффектом

Снижение эмоционального напряжения; отдых, транквилизация

I. Переходные упражнения от AT-I к АТ-2

Наименование

Основная цель приема

Ожидаемое действие

Характер использования

Упражнения мимической мускулатуры

Эмоциональное самовоздействие по механизмам «обратной связи»

Моделирование заданного настроения в широком диапазоне и коррекция нежелательных эмоций

Тренировка «кругов внимания»

Тренировка внимания и воли; преднамеренное переключение активного внимания ; дисциплинирование мышления

Успокаивающее—при расширении внимания; мобилизующее — при концентрации внимания

Длительное, 1—2 раза в неделю, варьируя сюжеты упражнений

Воспитание привычки (см. комплексный курс)

Создание системы положительных условных рефлексов и корригирующих привычек; упорядочение режима дня

Корригирующее транквилизирующее или мобилизующее, в зависимости от выбранного приема

Длительное и постоянное в повседневной жизни

Пантомимика

Создание нужных стереотипов осанки; владение телом

Корригирующее воздействие на эмоции (мобилизующее по преимуществу)

То же

II. Начальные упражнения АТ-2

Наименование

Основная цель приема

Ожидаемое действие

Характер использования

II. Начальные упражнения АТ-2

Упражнения в темпоритме (т/р)

Управление темпом переживаний; дисциплинирование мышления и эмоциональной сферы

Засыпание (т/р 1), отдых (т/р 2—З), подготовка к действию (т/р 4—5), действие (т/р 6—7)

Обучение — 1—2 групповых занятия. Самостоятельная тренировка 2—З нед;применение — по мере надобности (в сочетании с дыхательной гим­настикой)

Идеомоторные акты

Психологическая и мышечная мобилизация; освоение сложных комплексов движений (в спорте)

Возбуждающее (психологическая «разминка»)

Обучение —1 групповое занятие; самостоятельная трени ровка — 1—2 нед; примене ние — по мере надобности (в сочетании с темноритмами 4—8)

«Созерцание»Непрерывное

Тренировка внимания и воли

То же

Спокойное сосредоточение

1 нед самостоятельной тренировки, переход к следующему упражнению

Ритмичное

То же и тренировка запоминания

Сосредоточение, мобилизация

1—2 нед самостоятельной тренировки, переход к следующему упражнению

Наименование

Основная цель приема

Ожидаемое действие

Характер использования

Мысленное

То же и тренировка воображения и оперативной памяти

Сосредоточение, мобилизация

3—4 нед самостоятельной тренировки и переход к следующему упражнению

Внутренний видеоскоп

Тренировка направленного воображения

То же, эффект присутствия

Разучивание — 2—3 нед самостоятельное повторение эпизодически

Эмпатия

Тренировка направленного и динамичного воображения

То же, эффект участия

Подготовка к сюжетному воображению

Основные упражнения АТ-2

Наименование

Основная цель приема

Ожидаемое действие

Характер использования

Сюжетное воображение

Тренировка и уравновешивание процессов возбуждения и торможения; заблаговременное моделирование заданных эмоций

Формирование заданных эмоций в тренировочных целях с использованием аудиовизуального комплекса представлений

Разучивание наиболее типичных сюжетов на 4-5 групповых занятиях; самостоятельная тренировка по индивидуальному плану

Дифференцированная релаксация

Купирование аффекта

Эмоциональное выравнивание

Индивидуальное при неожиданных экстремальных ситуациях

Упражнения самоутверждения

Эмоциональное выравнивание в широком диапазоне

Коррекция эмоциональных переживаний; мобилизация (эффект присутствия)

Индивидуальное в предвидимых экстремальных ситуациях

ТЕХНИКА АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ НИЗШИХ СТУПЕНЕЙ

• «Я совершенно спокоен»— подготовительная формула.

• 1-е стандартное упражнение: «Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая. Обе руки и ноги тяжелые». Первое упражнение разучивается на первых 3—4 занятиях с врачом (гетеротренинг). Повторяется больными самостоятельно.

• 2-е стандартное упражнение: «Моя правая (левая) рука (нога) теплая. Обе руки и ноги теплые». Второе упражнение разучивается на последую щих (5—8-м) занятиях гетеротренингом. В дальнейшем 1-е и 2-е упраж нения объединяются единой формулой —«Руки и ноги тяжелые и теплые».

• 3-е стандартное упражнение: «Сердце бьется мощно и ровно». Упражнение разучивается на 9—10-м занятиях гетеротренингом.

• 4-е стандартное упражнение: «Мое дыхание совершенно спокойно» или «Мне дышится совершенно спокойно и свободно». Это упражнение осваивается на 11-м занятии гетеротренингом.

• 5-е стандартное упражнение: «Мое солнечное сплетение излучает тепло» или «Живот прогрет приятным глубинным теплом». Это упражне ние разучивается на 2—3 последующих занятиях гетеротренингом (12—14-е занятие).

• 6-е стандартное упражнение: «Мой лоб приятно прохладен». Шестое упражнение разучивается на последних 2—3 занятиях гетеротренингом (15—17-е занятие).

Цель первого упражнения (тяжесть)

• добиться наибольшего расслабления поперечнополосатой мускулатуры. Исходя из того, что мышечная система более других систем организма подвержена волевому контролю, Шульц считает необходимым начинать курс AT-I с вызывания ощущения мышечной тяжести. Это, по его мнению, вызывает максимальное расслабление мышц, освобожденных от волевого воздействия. При достаточной тренированности наступает генерализация ощущения тяжести, распрост раняющегося на все тело, что свидетельствует об усвоении упражнения.

Цель второго упражнения (тепло)

• — овладение регуляцией сосудистой иннервации конечностей. Выполнение его сопровождается объективно регистрируемыми расширением кожных сосудов и местным повышением кожной температуры . О достаточном усвоении этого упражнения свидетельствует генерализация ощущения тепла.

Цель третьего упражнения

  • регуляция ритма сердечных сокращений. Повторяя мысленно формулу самоприказа, вызываем у себя сенсорные представления, окрашенные приятными эмоциями, и, таким образом, может научиться произвольно менять частоту пульса до 30 ударов в минуту в ту или иную сторону.

Четвертое упражнение.

• направлено на нормализацию и регуляцию дыхательного ритма

Пятое упражнение

• должно вызывать ощущение тепла в брюшной полости в области солнечного сплетения. Оно усваивается труднее других упражнении. Сам автор не дает четкого физиологического обоснования, однако рекомендует предварительно разъяснять тренирующимся значение солнечного сплетения в иннервации внутренних органов. При удачном выполнении пятое упражнение вызывает ощущения, аналогичные испытываемым после теплой ванны; при этом объективно констатируются изменения лейкоцитарной формулы и содержания сахара в крови.

Шестое упражнение

• имеет целью вызывать ощущение про хлады в области лба и висков и направлено на предотвращение и ослабление головных болей сосудистого генеза. мысленное повторение соответствующей формулы самовнушения, как полагает Шульц, вызывает представление легкого прохладного ветерка, овевающего лоб и виски. При возникновении такого ощущения упражнение считается выполненным. W. Luthe (1909, 1970) советует реализовать шестое стандартное упражнение представлением ощущения холодного компресса на лбу у человека, находящегося в теплой ванне. Пролонгированное ощущение такого температурного контраста, по данным автор а, субъективно приятно и оказывает устойчивый седативный эффект на повышенно активных и беспокойных пациентов.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

• Дыхательная гимнастика. В полном объеме ее многообразное физиологическое действие используется в соответствующих уп ражнениях основного курса АТ-I. В подготовительном периоде дыхательные упражнения помогают выработать нужный стереотип дыхательных движений. Не менее, если не более, важно и то, что такая гимнастика обучает концентрации внимания и, следовательно, тренирует волю уже на этом этапе лечения.

• Дыхательные упражнения состоят в ритмичном брюшном(диафрагмальном) дыхании под мысленный счет самого тренирующегося. Счет может быть произвольной длительности, однако он никоим образом не должен затруднять тренирующегося. При выполнении дыхательной гимнастики больному дается задание контролировать движения передней брюшной стенки и тщательно регулировать продолжительность вдохов и выдохов. Дыхательная гимнастика не должна быть продолжительной во избежание утомления непривычным типом дыхания. Во избе жание явлений гипервентиляции следует соблюдать паузу после выдоха, равную по продолжительности половине вдоха. Вначале тренирующиеся (особенно женщины) испытывают некоторые трудности, осваивая брюшной тип дыхания. Эти трудности легко преодолимы после того, как однажды появятся нужные ощущения. В некоторых случаях для этого достаточно положить руку на живот, чтобы контролировать его движения во время акта дыхания.

Упражнения в расслаблении поперечнополосатой мускулатуры — наиболее важная часть всех предварительных упражнений.

• Их цель — научить тренирующихся ощущению расслабленной мышцы или группы мышц и тем облегчить освоение основных упражнений АТ, базирующихся, в первую очередь, на умении релаксироваться. Напомним в связи с этим, что Шульц созданной им системе AT дал двойное название: «аутогенная тренировка; концентрированное саморасслабление» («Autogenes Training; konzentrative Sеlbstенtsраппuнg»). Значение таких упраж нений усугубляется еще и тем, что, как это ни парадоксально, расслабления добиться труднее, нежели напряжения, и, следовательно, труднее осознать субъективно.

Упражнения низшей ступени воздействуют преимущественно на вегетативные функции. С целью оптимизации высших психических функций Шульц разработал высшую ступень аутогенной тренировки (АТ-2), упражнения которой должны научить вызывать сложные переживания, приводящие к излечению через «аутогенную нейтрализацию» и «самоочищение» (катарсис). Стандартные упражнения АТ-1 считаются лишь подготовкой к основному лечению. К высшей ступени аутогенной тренировки относят упражнения, цель которых заключается в тренировке процессов воображения (со способностью к визуализации представлений) и нейтрализации психотравмирующих переживаний.


НАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ АТ-2

• Освоение курса собственно АТ-2 открывается изучением начальных упражнений. Этим названием объединяются те из упражнений АТ-2, которые выполняются все еще приемами AT-I, но направлены на тренировку высших психических функции и оставляют в стороне вегетативную саморегуляцию. По технике выполнения они более сложны, чем переходные упражнения, а по своему действию как бы подготавливают почву для последующих упражнений АТ-2. Тем не менее они имеют и самостоятельное психотерапевтическое значение.

• Начальные упражнения тренируют главным образом внимание, направленное воображение и волю.

• В. Л. Леви (1973) приводит некоторые приемы, тренирующие внимание, заимствованные, в свою очередь, из комплекса упражнений раджа-йоги [Рамачарака, 1911].

• Непрерывное созерцание. Находясь в удобной расслабленной позе, пристально разглядывать 3—5 мин какой-либо предмет (коробок спичек, карандаш, стакан), стараясь не отводить от него взгляда и стремясь найти в нем как можно больше деталей. Повторять это упражнение до тех пор, пока тренирующийся не приобретет способность легко удерживать взор на избранном предмете.

• Ритмичное созерцание. Вглядываться в выбранный предмет на спокойном вдохе, а на выдохе — закрывать глаза, как бы «стирая» зрительное впечатление. Можно выбрать и иной ритм: смотреть на выдохе, а закрывать глаза на вдохе, или разглядывать предмет в течение 5 счетов, а на последующие 5 счетов закрывать глаза. Ритмичное созерцание дается легче непрерывного, но повторять его следует многократно.

• Мысленное созерцание. Непрерывно или ритмически созерцать любой предмет в течение 3—5 мин. Затем при закрытых глазах постараться мысленно вызвать в памяти зрительный образ предмета во всех деталях (3—5 мин). После этого открыть глаза и сличить «оригинал» с «копией». Повторить так несколько раз.

• Цель упражнения — тренировка внимания и зрительного воображения. Леонардо да Винчи рекомендовал его и своим ученикам.

• «Внутренний видеоскоп». Внимательно разглядывать 2—З мин какой-либо простой предмет (например, коробок), затем другой (например, стакан). Закрыв глаза, мысленно «положить» коробок в стакан. Повторить это упражнение несколько раз, усложняя его и комбинируя.

• Тренировка эмпатии (вчувствования, перевоплощения). Попытаться поставить себя на место любого неодушевленного предмета, животного или человека, вжиться в них, попытаться чувствовать за них. Несмотря на кажущуюся детскость этого упражнения, оно весьма действенно и возбуждает к себе живой интерес. Так, например, летчики, представляя себя «самолетом», лучше ориентируются в пространстве, успешнее усваивают специальные приемы маневрирования в воздухе [Решетников М. М., 1978].

• Мысленные движения (идеомоторные акты) состоят в мыслен ной имитации активных мышечных движений. Такие «движения»должны оставаться воображаемыми, по переживать их надо сколько возможно детальнее, одновременно старательно удержи ваясь от реальных движении.

• Элементы идеомоторных актов включены в некоторые переходные и начальные упражнения АТ-2. Регулярно применять мысленные движения следует с некоторыми ограничениями, так как представление мышечной активности, так же как и сама дви гательная активность, возбуждает и утомляет. По этой причине от идеомоторной тренировки следует воздерживаться в тех слу чаях, когда возбуждение нежелательно: перед сном, при волне нии и тому подобных ситуациях. Напротив, такие упражнения вполне уместны, если перед тренирующимся стоит задача самомобилизации, сосредоточения для какого-либо физического или психологического усилия.

• Такое свойство идеомоторной тренировки широко используется тренерами в спортивной практике. Они советуют спортсменам перед выполнением какого-либо сложного комплекса движений(прыжок с вышки, гимнастическое упражнение на снаряде), сосредоточившись, «собраться» и мысленно пережить предстоящие движения. Такая «репетиция» движения помогает преодолевать предстартовую апатию» и стимулирует наивысшую психологи ческую готовность перед соревнованием. Идеомоторные пережи вания артикуляторных движений успешно применяются и в лого педической практике [Мажбиц А. А., 1966].

• По технике исполнения и механизмам действия близко к идео моторной тренировке стоит тренировка темпо-ритма. Понятие темпо-ритма заимствовано у К. С. Станиславского, который реко мендовал актерам научиться преднамеренно менять темп и ритм сценических действий и переживаний для «генерирования» нуж ных эмоций и лучшего «вживания» в образ.


Различают до десяти таких темпо-ритмов

(от наиболее медленного к наиболее быстрому):

• 1) абсолютный покой, засыпание;

• 2) пробуждение, покой бодрствования, отдохновение;

• З) обдумывание действия;

• 4) непосредственная мобилизация для действия;

• 5) неторопливые действия;

• 6) сосредоточенные действия;

• 7) быстрые действия;

• 8) стремительные действия;

• 9) опьянение действием;

• 10) экстаз.


АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ

• С точки зрения современных представлений, введенное Шульцем разделение аутогенной тренировки на «низшие» и «высшие» ступени (или, соответственно, АТ-1 и АТ-2) является в значительной степени условным. Если упражнения первой ступени создавались преимущественно в целях воздействия на вегетативно-соматические функции, то, приступая к созданию АТ-2, Шульц ставил задачу оптимизации высших психических функций и коррекции личностных нарушений. Рекомендуемые автором приемы требуют чрезвычайно длительного обучения, часто не имеют достаточной научной обоснованности, в значительной степени заимствованы из религиозной системы йогов и практики психоанализа. В связи с этими причинами упражнения высшей ступени не получили широкого распространения в лечебной практике и представляют скорее исторический интерес.

• В то же время следует отметить, что отдельные элементы АТ-2 входят в большинство современных модификаций аутогенной тренировки.

Аутогенная медитация по I . Schultz .

• Основу АТ-2 составляет аутогенная медитация ( meditation — англ., размышление, созерцание), само наименование которой явно указывает на связь с представлениями йогизма. Сущность этого приема заключается в последовательной тренировке процессов воображения (или, как сейчас иногда говорят, имаженитивных свойств личности), на основе которых в последующем осуществляются образное представление и нейтрализация аффективных переживаний. По Schultz , приступать к аутогенной медитации можно лишь после отличного усвоения базисных упражнений, критерием которого является способность быстро «входить» (за 20—30 с) и удерживать себя в состоянии аутогенного погружения в течение часа и более. В абсолютном большинстве случаев в состоянии пассивной концентрации у пациентов возникают различные сенсорные ощущения (аутогенные разряды), среди которых особое значение придается визуальным феноменам, т. е. облакообразным, в той или иной степени структурированным, окрашенным и черно-белым, статическим и динамическим зрительным образам, спонтанно возникающим при закрытых глазах. Тренировки пассивной концентрации являются подготовительным этапом к аутогенной медитации и, по Schultz , должны продолжаться около 8 мес.

• Затем обучаемые приступают к первому упражнению медитации, задачей которого является фиксация спонтанно возникающих образных представлений, в частности, какого-то одного цвета, доминирующего в поле зрения.

• Через 2 — 4 нед возможен переход ко второму упражнению медитации, сущность которого заключается в целенаправленном вызывании определенных цветовых представлений («видение» заданного цвета), которые подсказываются врачом. Одновременно стимулируются ассоциативные процессы специфической направленности: «цвет — эмоциональные ощущения», например оранжевый — ощущение тепла, расслабления; черный —общая тревога и т. д. Длительность освоения второго упражнения — до 4 мес.

• Третье упражнение заключается в вызывании образных представлений вначале изолированных предметов в обобщенном виде (например, «стул вообще»), а затем конкретных предметов с их «индивидуальными» отличиями (например, сломанный стул, старинное кресло) в определенных ситуациях, в том числе имеющих отношение к самому обучаемому (например, стул, на котором он сидит). В отдельных случаях в конце периода освоения третьего упражнения, который длится 4—6 мес, обучаемый может увидеть в представляемых ситуациях и самого себя, что является одним из критериев успешности.

• После того, как обучаемый хорошо овладеет способностью к целенаправленной визуализации предметных представлений, он может переходить к четвертому упражнению, сущность которого состоит в вызывании образных эквивалентов абстрактных понятий, таких, как «счастье», «истина», «свобода» и т. п. Эти «эквиваленты» обычно глубоко индивидуальны, но всегда поддаются смысловому определению. У одних пациентов понятие «свобода» ассоциируется с «белой лошадью, скачущей по прерии»; у других — с «орлом, парящим в облаках»; у третьих — с небом и т. д. По мнению Шульца, конкретность эквивалента абстрактного понятия позволяет выявить бессознательное, хотя здесь речь скорее идет об особенностях мышления и индивидуального опыта. Скажем, у горца, никогда не бывавшего в прериях, на слово «свобода» скорее возникнет ассоциация с парящим орлом; у жителя Океании — с чайкой и т. д. Четвертый этап медитации осваивается в течение 1 — 1,5 мес.

• В процессе пятого упражнения медитации осуществляется постепенный переход к проекции визуальных образов на себя путем концентрации на переживаниях личного характера: «ситуациях, связанных с возникновением желаний», «облагораживающих эмоциях» и т. п. Иногда эти ситуации оказываются (спонтанно) развернутыми во времени и пространстве, а основным «действующим персонажем» нередко становится сам обучаемый. Проекция на себя является вообще наиболее частым случаем в ассоциативном эксперименте.

• На шестом этапе пациент обучается целенаправленно вызывать образы других людей, вначале «нейтральные» или безличные (торговец, почтальон и т. п.), а затем эмоционально окрашенные образы людей, связанных с обучаемым теми или иными отношениями. Как правило, используются «крайние» типы эмоциональных отношений: симпатии — антипатии. При этом, как отмечает автор, возникающие образы носят несколько шаржированный, карикатурный характер за счет «подсознательного» подчеркивания или гиперболизации их приятных или, наоборот, отталкивающих (для пациента) свойств. Однако в процессе систематических упражнений эта эмоциональная гиперболизация постепенно смягчается, образы становятся все более спокойными и беспристрастными, что, по мнению I . Schultz , является показателем успешности освоения упражнения и свидетельствует о начале «аутогенной нейтрализации». Наши наблюдения [Панов А. Г. и др., 1980] показали, что при визуализации знакомых образов вначале «проявляются» наиболее характерные «контрастирующие» черты их внешности, а направленность гиперболизации чаще всего определяется особенностями индивидуальных отношений испытуемых к тому или иному образу. Основная задача шестого этапа состоит в «нейтрализации» возникающих значимых образов, что, как считал I . Schultz , способствует купированию прошлых аффектов.

• Седьмое упражнение, или «ответ бессознательного», завершает комплекс аутогенной медитации. Овладев способностью к визуализации образов, обучаемый обращается сам к себе с вопросами, ответы на которые даются «не им самим» в виде вербализованных мыслей, а «подсказываются» спонтанно возникающими образами, которые затем вербально интерпретируются. Наиболее часто (в состоянии пассивной концентрации) ставятся вопросы: «Кто я такой?», «Чего я хочу?», «В чем моя главнейшая проблема?» и т. п. По мнению автора, возникающие при этом у обучаемых образы «удивительным путем формируются в представление истины» и дают «понимание истинного смысла» бытия.

Аутогенная терапия по W . Luthe

• Соавтор Шульца по 6-томному руководству W . Luthe вводит новые элементы в структуру метода, объединяя классические и привнесенные приемы общим названием — аутогенная терапия. Аутогенная тренировка по Schultz , как уже отмечалось, включает низшую и высшую ступени, а также применение «формул-намерений». Шульц не выделял в качестве самостоятельного приема специальные упражнения «направленной тренировки органов», однако эти приемы, бесспорно, им использовались, в частности у астматиков. В отличие от него, W . Luthe следующим образом структурирует систему аутогенной терапии:

• 1) стандартные аутогенные упражнения (соответствуют низшей ступени по Schultz );

• 2) аутогенная медитация (соответствует высшей ступени по Schultz );

• 3) аутогенная модификация, включающая: специальные упражнения для органов и формулы-намерения (аналогичны приемам по Schultz и по Kleinsorge - Klumbies );

• 4) аутогенная нейтрализация, в которой выделяются: аутогенное отреагирование и аутогенная вербализация.

• Таким образом, новыми в аутогенной терапии по W . Luthe являются приемы аутогенной нейтрализации : аутогенное отреагирование и аутогенная вербализация. Эти методы были изложены автором в его книге « Correlationes Psychosomaticae » и составляет основное содержание 6-го тома руководства по аутогенной терапии, без основательного изучения которого, как считает сам Лутэ, понимание предложенного им метода невозможно. Впрочем, следует признать, что, если отбросить некоторую туманность терминологии, рекомендуемые этим автором методы в значительной степени подобны разработанным нами приемам аутогенной психологической десенсибилизации и терапии памяти

Самовнушение По Бехтереву

• Описанная В. М. Бехтеревым в 1890-1892 гг., эта методика относится к суггестивной психотерапии и представляет собой оригинальный прием самовнушения, производимого в состоянии легкого гипнотического сна (в начальных стадиях гипноза) . Лечение проводится амбулаторно. Больной, погруженный в состояние легкого гипнотического сна, трижды произносит слова самовнушения, направленного на устранение основного симптома болезни. При последующих сеансах добавляются самовнушения, направленные на устранение других болезненных нарушений. В дни между сеансами больной должен систематически повторять формулу внушения, по возможности "воспроизведя в памяти ту обстановку, в которой производилось внушение". Позднее, в 1911 г., В. М. Бехтеревым была описана методика самовнушения, осуществляемого перед естественным сном или сразу после пробуждения. Для этой методики формула самовнушения вырабатывается соответственно конкретному случаю, произносится от первого лица, в утвердительной форме и в настоящем, а не в будущем времени. Этот прием автор рассматривал скорее как вспомогательный при лечении методом внушения, но в ряде случаев считал его эффективным и при самостоятельном применении. Метод самовнушения в начальных стадиях гипноза оказался эффективным при неврастении, истерии, затяжных постинфекционных астенических состояниях.



Техника безопасности при применении аутогенной тренировки

Подготовил

Букацела С.Л

Вступление

 

Аутогенная тренировка (или аутотренинг, или самовнушение, или самогипноз) является прекрасным средством преодоления стрессов и нервных напряжений, укрепления здоровья.

Используется для психологической саморегуляции, применяется и как психотерапевтический метод — прежде всего для лечения неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний.

Его ядро составляют приемы погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счет чего происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов.

Тренировка аутогенная предполагает обучение клиентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления и умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью эффективности значимой деятельности: сперва самовнушением достигается релаксация, а затем в этом состоянии проводится основное самовнушение, направленное на те или иные органы или функции организма.

Выделяются две ступени аутогенной тренировки:

1) обучение релаксации, создание ощущений тяжести, тепла, холода, что свидетельствует об управлении вегетативными функциями;

2) создание гипнотических состояний различного уровня.

За годы использования аутогенной тренировки на практике многие люди убедились в ее огромной эффективности для оказания помощи при нарушении сна (бессоннице), невротических состояниях, депрессии, синдроме хронической усталости (СХУ), а также при консультировании детей. Кроме того, аутотренинг позволяет в короткое время (от 5 до 20 минут) провести мобилизацию внутренних ресурсов организма для выполнения сложных задач.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Краткая характеристика некоторых психофизиологических состояний

Рассмотрим коротко основные психофизиологические состоя­ния человека, имеющие отношение к управляемому медитатив­ному аутотренингу.

1. Аутогенная тренировка (АТ) — слабое гипнотическое са­мовнушение, позволяющее в легкой степени управлять физиче­ским  и психическим  состояниями  организма.  АТ  имеет  много модификаций.

2. Гетерогипноз — как частичное торможение коры головно­го мозга является состоянием, при котором действенность и яр­кость  активизированных  посредством   целенаправленного  вну­шения  образов,  представлений  бывает сильнее  реальных  воз­действий. В гетерогипнозе контроль сознания выражен слабо.

3. Аутогипноз — гипноз,   вызываемый   по   собственной   воле. Отличается наличием контроля за состоянием психики, а также глубокой   общей   заторможенностью   коры   головного   мозга,   а следовательно, и организма в целом.

4. Медитация — состояние,   в   котором   достигается   высшая степень концентрации внимания на определенном объекте, или же наоборот, полное «рассредоточение» внимания. И в том и в другом  случае  происходит остановка  процессов  восприятия  и мышления, наступает специфическая отрешенность человека от внешней среды.

5. Сомнамбулизм (автоматическое    блуждение,   лунатизм, снохождение) — состояние, выделенное только потому, что оно бывает и у здоровых людей (мы имеем в виду людей со здоро­вой психикой). Это довольно любопытное психическое состоя­ние.  Но, к сожалению, на  наш взгляд, недостаточно исследованное.

6. Сумеречное состояние — относится к состояниям, изучае­мым в психиатрии. Чаще и в наиболее типичной форме наблю­дается  при эпилепсии  и  различных органических поражениях мозга,   иногда   возникает   психогенным   путем.   К  сумеречным состояниям относятся и некоторые непродуктивные формы пси­хомоторного   возбуждения   (фуга,  транс,   амбулаторный   авто­матизм и др.).

7. Обморочное состояние - выделяем отдельно потому, что считаем необходимым привести его как конечную форму, т.е. как состояние, при котором человек не может управлять процессами сознания, проще говоря, теряет сознание.

8. Нервные, соматические и психические заболевания – могут сопровождаться особыми состояниями психики. Эти состояния могут наблюдаться до заболевания или припадка, в ходе их и после них. Подробно они рассматриваются в психиатрии (делириозный, аментивный, онеиройдный синдромы, различные возбуждения - кататонический   синдром,   гебефрения,  маниакальный синдром и др.)

9. Состояние Д. В. Кандыбы (СК-1) — названное по имени автора открывшего это состояние и создавшего методику его достижения в качестве специального «рабочего фона». При СК-1 присутствует произвольный контроль закодированного по специальной программе сознания. Возможна трансформация этого состояния в любое другое (кроме болезненных), его углубление, а также самостоятельный выход на более простые уровни, вплоть до полного бодрствования. Сохраняется воз­можность по ходу изменять программу, возможна даже замена программы и т. д. Практически — это качественно новый уро­вень саморегуляции, резко повышающий возможности волепроявления.

 

Во всех предыдущих и дальнейших упражнениях:

поза должна быть расслаблена. Она достигается обязательным выполнением 2х первых фаз, предшествующих любому комплексному упражнению АТ:

1-я фаза - расслабиться и перейти в измененное состояние сознания (транс);

2-я фаза - установить вертикальную связь (заземление) (мыслепредставление провода из центра глубин космоса на макушку, далее совпадающим с позвоночником, уходящим от кобчика к условному центру Земли)

Научные факты пользы аутогенной тренировки

 

Слово «аутогенная» происходит от двух лагинских слов: autos — сам и genos — происхождение. Это значит, что вы выполняете эго действие сами для себя. Здесь также отражена самоцелительная природа аутогенной тренировки. Вы убедитесь, что этот метод приносит пользу как для физиологического, так и для психологи­ческого состояния. Частично по этой причине аутогенные тренировки пользуются популярностью в Европе . Хотя вопрос о том, кому какую релаксационную технику рекомендовать и на каком основании, остается открытым, Замечено, что людям с внутренним локусом контроля аутогенная тренировка помогает больше, нежели людям с внешним локусом .

Физиологические эффекты

Физиологические эффекты аутогенной тренировки схожи с эффектами всех ре­лаксационных техник, вызывающих трофотропную реакцию. Сердцебиение, ритм дыхания, мышечное напряжение и содержание холестерина в крови снижаются. Альфа-волновая активность мозга и приток крови к конечностям увеличивается. Приток крови к конечностям помог начать лечение болезни Рейно аутогенными методами. У страдающих этой болезнью нарушен приток крови к конечностям. К тому же страдающие мигренями и бессонницами также получат пользу от аутогенной тренировки, как И гипертоники. И наконец, увели­чение альфа-волновой активности мозга — признак расслабления сознания, что также является результатом аутогенной тренировки.

Данные других исследований, не зафиксированные в документах, но не менее рациональные, показывают, что аутогенная тренировка помогает при бронхиаль­ной астме, запорах, писчем спазме, несварении желудка, язвах, геморрое, тубер­кулезе, диабете и ревматических болях в спине. Аутогенная тренировка за­служивает пристального внимания еще и потому, что способствует лечению рака и продолжительных головных болей. К тому же диабетики, занимаю­щиеся аутогенной тренировкой, смогли частично возобновить функцию Лангер-ганса, то есть их потребность в инсулине снизилась (заметьте: не контролируя снизившийся уровень сахара в крови, они могли бы стать жертвами передозиров­ки инсулина).

Психологические эффекты

Яркая демонстрация психологического эффекта аутогенной тренировки — слу­чай, когда испытуемый выдержал боль, причиненную ожогом третьей степени ог зажженной сигареты, которую ему положили на внешнюю сторону ладони. Я не советую вам повторять подобное, однако такие опыты побуждают задумать­ся о том, какую власть имеет сознание над нашим телом. В любом случае, ауто­генная тренировка помогает тем, кто испытывает сильную боль, перенести ее с большей легкостью.

Аутогенная тренировка была разработана также для того, чтобы помочь лю-дям снизить тревожность, уменьшить подавленность, усталость и повысить со­противляемость стрессу. Например, женщина, которая не могла но­сить зубные протезы без того, чтобы не подавиться ими, в процессе аутогенной тренировки научилась контролировать этот процесс. Другая женщина не могла сесть за руль автомобиля вследствие пережитой аварии и связанной с ней тревожностью . Она справилась с этим при помощи аутогенной тренировки. Было замечено, что даже роженицы испытывали меньше боли и тревоги в про­цессе родов. Мужчины, страдающие морской болезнью, благодаря аутогенной тренировке избавились от этих симптомов быстрее, чем мужчины из контроль­ной группы. Спортсмены улучшили свои показатели с помощью аутогенной тренировки, так как преодолели тревожность, вызванную предстоящим соревно­ванием.

АУТОГЕННАЯ РАЗРЯДКА И ПОБОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Психическое и физическое состояние, в котором находит­ся человек во время аутогенной тренировки, отличается как от нормального состояния, так и от сна или гипноза. Пси­хофизиологический переход от нормального к аутогенно­му состоянию сопровождается изменениями психических и физических функций. Мы уже знаем, что пассивная кон­центрация в аутотренинге должна рассматриваться как фаза восстановления организма и частично как экономичный режим.

Удалось ли тренирующемуся осуществить переключение, можно определить по записям электрической активности мозга. По данным О.Польцина, факт переключения определяется также по падению температуры в заднем прохо­де, которая при экспериментах в клинике Вюрцбурга опус­калась в течение часа максимум на 0,8 градуса.

Когда пациенты Польцина были возбуждены или у них был жар, снижения температуры не происходило. „Пациен­там с глубинными неврозами не удавалось провести пе­реключение в течение нескольких месяцев, а в одном слу­чае даже в течение года непрерывных тренировок”, - пи­шет он.

Однако в этом разделе мы расскажем не столько о нор­мальных, сколько о необычных явлениях, которые по­рой могут даже побудить участников отказаться от ауто­генной тренировки.

При правильном проведении занятий со стороны руко­водителя курсов практически не бывает случаев, когда по медицинским показаниям или вследствие каких-то побоч­ных явлений приходится прерывать курс аутотренинга.

ПРИ УПРАЖНЕНИИ НА ОЩУЩЕНИЕ ТЯЖЕСТИ

Если аутотренинг проводится под руководством врача или психолога в индивидуальном порядке, то переход к сле­дующему упражнению происходит, как правило, лишь тогда, когда пациент овладел упражнением на тяжесть. На групповых курсах это невозможно. Здесь работа идет по неизменному плану, что обычно не создает особых помех. Занятия в группе имеют однако то преимущество, что дру­гие участники постоянно задают множество вопросов. Из ответов на них любой тренирующийся может узнать о нормальных и побочных воздействиях и определить гра­ницу между ними. Благодаря этому он чувствует большую уверенность, чем тренирующийся индивидуально, пусть даже у признанных специалистов.

Многие ощущения при выполнении упражнения на тя­жесть объясняются как „эффекты разрядки”. Происходит расслабление мышц, а зачастую одновременно и стенок кровеносных сосудов, что приводит к возникновению симп­томов, которые не должны считаться „болезненными” или ненормальными. Тем более, что при постоянной тренировке они (тянущая боль, болезненная тяжесть, дрожь, покалы­вание, онемение) быстро проходят. Такие сопутствующие аутогенной разрядке процессы происходят часто в том слу­чае, если до этого отмечалось сильное напряжение мозга. Шульц пишет об „ощущениях чужеродности”, когда кажется, что „пальцы распухли”, „конечности исчезли”, „рука увеличилась в размерах”, „рука тяжелая, как сви­нец”, „рука слилась с опорой, на которой лежит”, „рука не принадлежит мне".

Разнообразных возможностей проявления аутогенной разрядки не счесть. И они не ограничиваются только уп­ражнением на тяжесть, а встречаются в похожей форме при выполнении всех упражнений низшей ступени. Со временем они, как правило, проходят. Поэтому мы всегда советуем нашим слушателям постоянно тренироваться и не обращать внимания на эти явления.

Если тренировка длится очень долго или если хочется сде­лать упражнение как можно лучше, могут наступить судоро­ги, сопровождаемые неприятными ощущениями. Иногда даже пропадает уже достигнутое ощущение тяжести. Лучше всего спокойно ожидать наступления желаемого состояния.

У некоторых пациентов ощущение тяжести возникает лишь спустя несколько лет после начала тренировок. Так, напри­мер, Шульц рассказывает об одной 56-летней медсестре, ко­торая только после двух лет безуспешных попыток впервые почувствовала тяжесть. Особо динамичным и подвижным людям бывает порой трудно ожидать, пока с ними случится что-то не зависящее от их воли, трудно, отказаться от собствен­ного „Я” и наблюдать за собой как бы со стороны.

ПРИ УПРАЖНЕНИИ НА ОЩУЩЕНИЕ ТЕПЛА

При выполнении всех упражнений в самых различных участках тела могут возникнуть непроизвольные сокраще­ния мышц, дрожь, смех, кашель, чихание, усиленное слю­ноотделение, зевота, дрожание век, слезотечение, непро­извольное глотание, тошнота и другие симптомы. В боль­ших группах часто при аутогенной разрядке наблюдается громкое урчание в животе, о чем я предупреждаю в нача­ле упражнения, чтобы участники не чувствовали желания провалиться сквозь землю из-за ложного стыда. Иногда возникает эрекция, в очень редких случаях сопровождаемая семяизвержением. Все это показывает, насколько разнооб­разными могут быть сопутствующие явления.

При выполнении упражнения на тепло иногда могут происходить и парадоксальные реакции, например, рука становится не теплой, а холодной. Занятия, однако, не­обходимо продолжить, так как парадоксальные реакции, как правило, исчезают при постоянных тренировках. Если нее они не исчезают (у нас, правда, до сих пор такого не было ни разу), то, возможно, этот тот самый очень ред­кий случай, когда надо избрать парадоксальную формулу: “Моя рука приятно прохладная”.

Иногда возникает сильный зуд и покалывание, которые могут продолжаться некоторое время после снятия. Рука может особенно сильно „гореть". Энергичного снятия по­чти всегда достаточно, чтобы избавиться от таких явле­ний. Одной участнице, которая чувствовала „неприятное жжение" в руке, пришлось однажды посоветовать изменить две первые формулы упражнений: „Правая рука приятно тяжелая и теплая". После этого ощущение жжения посте­пенно угасло. Тщательный анализ мог бы, видимо, помочь выяснить, что скрывалось за подобным явлением.

Примерно половина слушателей ощущает тепло в руке уже с первой попытки. Чаще всего это ощущение появля­ется сначала в предплечье, затем по мере тренировок рас­пространяется на плечо и, в конце концов, в ходе генера­лизации переходит на другую руку и на ноги. Пациенты записывают в дневниках: „Тепло разливается по предпле­чью”, „пульсирующее тепло”, „тепло разливается по всей руке”. Когда достигается состояние генерализации, запи­си меняются: „По всему телу прокатывается волна тепла” или „тепло разливается по всему телу”.

На ощущении тяжести и тепла основывается весь ауто­тренинг. Иногда генерализация передает ощущение тепла голове, что не очень желательно. В этом случае можно помочь, представив себе, что „тепло перетекает в ноги”. Снятие при выполнении упражнения на тепло теорети­чески имеет не очень большое значение. Как правило, ощущение тепла в течение часа регулируется самостоятель­но, потому что кровеносные сосуды эластичны. И все же снятие необходимо проводить, так как одновременно до­стигается и ощущение тяжести. Сохранение тяжести в руке, как уже неоднократно подчеркивалось, может при­вести к легким расстройствам. Ощущение тяжести в но­гах регулируется автоматически.

Здесь необходимо еще раз напомнить, насколько важна пассивная самоконцентрация. В проводившихся в Японии исследованиях подопытным предлагалось активно предста­вить себе: „Я всеми средствами хочу, чтобы моя рука стала теплой”. При этом происходило то, чего и следовало ожидать: сужение кровеносных сосудов с уменьшением их пропускной способности и наступление ощущения холода в обеих руках. Мы уже знаем, что воля и желание сделать все как можно лучше затрудняют освоение аутотренинга.

ПРИ УПРАЖНЕНИИ ДЛЯ СЕРДЦА

Сердечные ощущения во время тренировки очень разнооб­разны. В дневниках можно встретить следующие записи: „Я ощущаю сердцебиение как глухие толчки” или „Я ощу­щаю ритмические удары по грудной клетке. Одна 61-лет­няя слушательница чувствовала, что ей в грудь вставили „меха, которые раздуваются, подступая к горлу”. Порой сердце ощущается „как большой мяч, который ритмически сжимается”, порой как „удары волн" или, по словам од­ного капитана торгового флота, „как прибой”.

Иногда в порядке исключения сюда примешиваются ранее пережитые впечатления. Это произошло, например, с одной чрезвычайно чувствительной 38-летней учительницей. В юности ей пришлось пережить событие, которое 'ее потом долго волновало. Когда она, задумавшись, шла мимо заводского корпуса, из клапана с большой силой вы­рвался газ. Поскольку она непроизвольно связала громкое шипение с содержанием своих мыслей, то пережила неболь­шой шок. При выполнении упражнения для сердца это вос­поминание всплыло: учительнице показалось, что „удары сердца проходят через клапан". С помощью аутогенного внушения ей удалось помочь.

При освоении упражнения для сердца на каждом заня­тии находятся слушатели, которые жалуются на „учащен­ное сердцебиение" или на „неприятные боли в сердце". Все они имели раньше проблемы с сердцем или пришли на тренировку, уже ожидая чего-то подобного. Люте устано­вил, что у 86 процентов пациентов, которые во время тре­нировки жаловались на „неприятные ощущения в сердце", в прошлом замечались скрытые страхи относительно здоровья сердца. Однако предложения вообще исключить упражнение для сердца из программы тренировки он отклоняет, как и большинство других авторов, из-за его особой клинической ценности.

При однократном возникновении таких побочных явлений (а это, главным образом, парадоксальные эффекты) трени­ровка продолжается в обычном режиме. Иногда я допол­нительно советую чаще, чем обычно, повторять формулу „я совершенно спокоен”, а иногда рекомендую изменить фор­мулу на „сердце работает спокойно и в приятном ритме".

Разумеется, все описанные выше „эффекты разрядки" мо­гут происходить и в данном случае. Они не являются типичными для какого-то конкретного упражнения. Так, на­пример, ощущения тяжести и тепла в области сердца мо­гут наблюдаться и при выполнении других упражнений, но чаще всего возникают именно во время упражнений для сердца и дыхания.

ПРИ УПРАЖНЕНИИ ДЛЯ ДЫХАНИЯ

Дыхание также всеми воспринимается по-своему. В днев­никах можно прочитать: „Я весь состою из дыхания”, „как будто космос вторгается в меня, а потом опять выходит из тела", „дыхание приподнимает меня, словно морские волны”, „ощущение, как будто дышит все тело”.

Две матери рассказали мне, что их 11-летние дети во вре­мя тренировки, особенно при выполнении упражнений для сердца и дыхания забывают о дыхании и начинают зады­хаться. На занятиях в группе этого не замечалось. Бывает кстати, что и взрослые во время тренировки забывают ды­шать. Такое нарушение координации функций сердцебиения и дыхания легко устраняется с помощью формулы „сердце и легкие работают совершенно спокойно и регулярно”.

При полном переключении, которое у опытных слуша­телей наступает уже при выполнении упражнения на ощущение тяжести, снижается и объем дыхания в среднем на 14 процентов, как было установлено в экспериментах Польцина. Чисто субъективно многие слушатели уже во время первых занятий чувствуют, что их ритм дыхания становится более гармоничным и медленным. Это типичное „дыхание в состоянии погружения”, как правило, не сопровождается аналогичной сердечной реакцией.

Если упражнение для дыхания проводится правильно, оно оказывает успокаивающее воздействие на функции сердца, поэтому и рекомендуется для пациентов, которые ранее перенесли заболевания сердца.

ПРИ УПРАЖНЕНИИ ДЛЯ СОЛНЕЧНОГО СПЛЕТЕНИЯ

Примерно треть слушателей ощущает уже при первом выполнении упражнения для солнечного сплетения „при­ятное тепло в теле”, „легкое тепло в области желудка”, „заметное пульсирование тепла в глубине тела”, „ощуще­ние разливающегося тепла в области обеих почек”. У того, кто хорошо овладел этим упражнением, улучшается эффек­тивность всей аутогенной тренировки. Особенно хорошо оно сказывается на ощущениях тяжести и тепла.

Однако порой возникают, хотя и редко, неожиданные ощущения в животе — давление в желудке, судороги и позывы на тошноту.

Тошнота, кстати, может вызываться и другими причина­ми. Одному маляру становилось дурно только при внушении со стороны руководителя курсов. Виноват в этом был я сам. Так как я в то время занимался строительством дома и по­стоянно ругался с неумелыми рабочими и мастерами, то сказал однажды на занятиях, что многим строителям нет необходимости заниматься аутогенной тренировкой, потому что их совесть всегда чиста и стресс им не грозит. Разумеет­ся, я спросил перед этим, есть ли в зале строители. К сожале­нию, маляр ничего не ответил. Во всяком случае, глубоко в подсознании он чувствовал солидарность со своими колле­гами и реагировал на мое внушение тошнотой, сам не осознавая причин этого. Тем не менее, жалобы на здоровье, ставшие причиной его прихода на занятия, прекратились. Результаты посещения курсов он оценил как „хорошие".

В ходе выполнения упражнения для солнечного сплете­ния в брюшной полости обеспечиваются свободные движе­ния кишечника, а также нормализация впускных и вы­пускных функций желудка. Усиливается кровоснабжение стенок желудка, а также перистальтика. Урчание в желудке как симптом разрядки наблюдается при этом почти так ясе часто, как и при упражнении на тяжесть.

Один 24-летний служащий жаловался на „чрезвычайную чувствительность во время тренировки и непроизвольные вздрагивания всего тела, исходящие из солнечного спле­тения". Другая слушательница, директор школы писала: „Упражнение для дыхания мне удается, а упражнение для солнечного сплетения нет. Боли в животе и желудке нервного характера исчезают ночью, если я кладу обе руки на живот и успокаиваюсь. Утром применяю следующую формулу цели: „Все идет хорошо, гладко и спокойно”. При этом думаю о предстоящем дне в школе".

ПРИ УПРАЖНЕНИИ ДЛЯ ГОЛОВЫ

Уже много лет назад некоторые авторы отмечали, что выполнение упражнения для головы приводит к трудно­стям при засыпании. Поэтому рекомендуется исключать это упражнение из вечерней тренировки или использовать при этом формулу „сон мне безразличен”. Можно также концентрироваться исключительно на ощущениях тяжес­ти и тепла. Таким образом, если необходимо уснуть, то тренировка выглядит следующим образом:

„Я совершенно спокоен и расслаблен. — Я спокоен и рас­слаблен, совершенно расслаблен. - Я чувствую тяжесть в руках – и в ногах. - Я чувствую тепло в руках – и в ногах. - Руки и ноги тяжелые - и приятно теплые” (по­вторить несколько раз).

При выполнении упражнения для головы также наблю­даются многочисленные эффекты разрядки и побочные явления, однако они не дают повода, чтобы прекратить тренировку или опустить это упражнение.

Уже неоднократно в ходе занятий поступали жалобы на головокружение, однако по мере продолжения тренировок это состояние всегда исчезало. Более половины слушате­лей сообщают, что во время тренировки их тянет на сон, а некоторые даже впадают в полусонное состояние или дей­ствительно засыпают. Это и неудивительно, так как наши тренировки проходят вечером, когда у большинства за плечами длинный рабочий день. При внушении со сторо­ны тенденция к засыпанию наблюдается несколько чаще, чем при аутогенной тренировке. Однако всегда достаточ­но простого энергичного снятия, чтобы высвободить слу­шателей из объятий Морфея.

Если не принимать во внимание частоту эффектов раз­рядки и сопутствующих явлений, а судить только по тя­жести симптомов, можно совершенно определенно конста­тировать: как бы часто ни возникали побочные явления и какими бы ни были неприятными в отдельных случа­ях, они не угрожают ни здоровью, ни жизни. Сопутствую­щие эффекты при аутотренинге совершенно не похожи на побочное действие лекарств, которое при определенных об­стоятельствах может привести к смерти.

ДРУГИЕ ПОБОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Эффекты аутогенной разрядки и побочные явления возникают при выполнении почти всех упражнений. Иногда они свойственны только какому-то конкретному упражнению. В целом можно утверждать, что чаще всего их отмечают при выполнении упражнения на ощущение тяжести. Они так подробно описаны в этой главе только с той целью, чтобы начинающие сторонники аутотренинга знали, что такие побочные явления нормальны и что тренировку можно спокойно продолжать. Знания о подобных сопут­ствующих эффектах успокаивают, лишают слушателя страхов. Он учится относиться к ним как к чему-то обычному и обретает силы для дальнейших тренировок.

К неназванным явлениям относятся неприятные ощущения в области половых органов, онемение или излишнее напряжение пальцев, „электрические” ощущения, впе­чатление, что отдельные части тела изменяют свое поло­жение или отделяются, потребность двигаться, ощущение скованности и неподвижности, нарушения равновесия, головокружение, ощущение парения и тошнота.

К акустическим эффектам разрядки относятся слуховые ощущения - голоса, музыка, звон или просто шум. Иногда возникают слуховые иллюзии: звуки окружающего мира воспринимаются как более громкие или раздражающие, чем на самом деле. Однако они могут восприниматься и при­глушенными, а иногда и почти неслышными. То, что опыт­ные слушатели становятся невосприимчивыми к звукам ок­ружающего мира - это явление другого порядка.

Иногда возникают приятные или неприятные восприя­тия запахов. Тренирующемуся кажется, что он чувствует запах духов или застоявшегося табачного дыма. Так же редки и вкусовые восприятия в ходе тренировки.

То, что во время занятий, особенно в начальный период выполнения упражнения на тяжесть могут возникать со­путствующие явления в психической сфере, представляется совершенно естественным. В ходе дальнейших тренировок они постепенно исчезают. Люте пишет, что у слушателей его курсов чувство страха было самым распространенным среди побочных психических явлений, причем оно могло проявляться и после тренировки.

Не редкостью является депрессивное состояние и чувство эйфории. Может проявиться потребность в нежности или стремление к одиночеству. Иногда слушатели проявляют такое сильное беспокойство, что прекращают выполнение упражнений.

Эффекты аутогенной разрядки содержат в себе элемен­ты саморегуляции. Это нейтрализующие процессы цент­ральной нервной системы, которые способствуют нормали­зации и отдыху. Если аутогенный принцип избран правиль­но, то мозг берет на себя функцию самовосстановления и аутогенной разрядки.

ВИЗУАЛЬНЫЕ И „ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ” СОПУТСТВУЮЩИЕ ЯВЛЕНИЯ

Под визуальными эффектами разрядки понимаются свето­вые образы, которые часто проявляются в цвете, иногда движутся, но могут быть и неподвижными. Они различают­ся в зависимости от того, в каком участке мозга возникают.

Это могут быть рассыпающиеся искры и мерцающие световые точки или картинки воспоминаний, которые могут приобретать характер настоящего „кинофильма”. Сюда же относятся и обусловленные аффектами визуаль­ные явления разрядки и побочные эффекты.

По данным Люте, почти 50 процентов участников кур­сов испытывают трудности с концентрацией. Более двух третей страдают от „захлестывающего их потока идей и мыслей”. Такие затруднения концентрации, которые Люте называет „интеллектуальными побочными явлениями”, существенно снижаются по мере продолжения тренировок. Так, по данным Люте, 45 процентов слушателей испыты­вают такие трудности при освоении упражнения на ощу­щение тяжести, при переходе же к упражнению головы их становится значительно меньше.

Этот поток мыслей частично представляет собой „оста­точную мыслительную деятельность после рабочего дня”, частично охватывает сферу личных дел, которые еще не­обходимо сделать, а частично относится к стереотипным навязчивым идеям.

НЕОЖИДАННЫЕ ПОБОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Хотя в эффектах аутогенной разрядки содержится большой смысл, однако они чаще всего воспринимаются как неприят­ные. Здесь мы кратко расскажем о тех результатах, которые первоначально даже не планировались участниками. Однако такие побочные успехи могут удивить лишь дилетантов.

Одна 55-летняя секретарша рассказывала, что пошла на курсы аутотренинга, „чтобы лучше справиться со своими душевными проблемами”. Однако она совершенно „неожи­дано” добилась намного больших результатов, чем наде­ялась. „Улучшилось состояние здоровья, особенно устой­чивость к психическим нагрузкам. Проблемы перестали казаться неразрешимыми. В целом я стала спокойнее, луч­ше сплю. Если раньше часами лежала без сна и размыш­ляла над проблемами, которых становилось все больше, то теперь с помощью аутотренинга быстро засыпаю. Днем чувствую себя свежей и работоспособной, медленнее устаю. У меня появилось больше уверенности в будущем, исчез­ли страхи. Я чувствую в себе больше сил и радости”.

„Больше всего меня поразило в аутотренинге то, - пи­шет 48-летний научный работник, - что мое критическое отношение к нему не помешало мне добиться успеха”. Его желудочные и кишечные проблемы „разрешились примерно на 60 процентов”. Эстрасистолы в сердце совершенно исчезли.

30-летний служащий ранее пытался освоить аутотренинг по монографии Шульца, предназначенной для врачей. Ему это не удалось. На курсах он освоил упражнения с первой попытки и писал по этому поводу: „Я испытал общее ус­покаивающее воздействие на нервную и сердечно-сосудис­тую систему в целом. Особенно мне понравились трениров­ки во время обеденного перерыва. Они укрепляют, успо­каивают и придают новые силы. Теперь я избавился от запоров, улучшилось кровообращение в ногах”.

48-летняя служащая одного из министерств пришла на курсы, чтобы „усилить свою концентрацию и способность к обучению”. В анкете она записала: „Очень поражена тем, какое удивительно воздействие оказывает аутотренинг. Я темпераментный и не вполне уравновешенный человек, и мне порой необходимо взять себя в руки. Теперь это уда­ется. Исчезли жалобы на расстройства, связанные с гипер­функцией щитовидной железы и низким давлением". В качестве формул цели она использовала следующие: „Я легко сосредоточиваюсь и хорошо учусь. Я все запоминаю”.

Высокопоставленный сотрудник министерства высказывал сожаление, что „только в 57 лет занялся аутотренингом. Насколько я мог бы облегчить себе жизнь! Исчезла психиче­ская и физическая скованность. Почти полностью прошло хроническое расстройство желудка на основе язвы. Я сейчас такой, каким всегда себя представлял: абсолютно спокоен и чувствую свое превосходство”. Из всех формул цели он поль­зовался только одной: „Я совершенно спокоен и расслаблен”.

51-летний коммерсант составил отчет о тренировках, ко­торый хотелось бы привести здесь в связи с упомянутыми в нем побочными явлениями: „Я примерно 20 лет страдал от последствий туберкулеза позвоночника. Затем мне удалили правую почку из-за неустойчивого кровяного давления и недостаточного кровоснабжения ног. Десять лет мучился от постоянной невралгии тройничного нерва. Поэтому я неко­торое время назад приступил к самостоятельному изучению аутотренинга, однако без особых успехов. При выполнении упражнений на сердце и дыхание у меня наступала блоки­ровка. На курсах с помощью внешнего внушения я сразу же добился успехов во всех упражнениях. Однако, поскольку я чувствовал боль и давящее ощущение в сердце при упражне­ниях для сердца и дыхания, то уже некоторое время опус­каю эти упражнения и сразу же после появления тепла в ногах направляю мысли на солнечное сплетение, а оттуда на затылок. Я сознательно обхожу „прохладный лоб”, так как холод провоцирует мою невралгию. Мне удается очень легко управлять ритмом сердцебиения и дыхания, произнося свои короткие, состоящие из одного или двух слов формулы („Спо­койствие - тяжесть - ноги теплые - разливается тепло - затылок теплый - голова не болит") на фазе выдоха.

Кратко подведу итоги после 7 недель занятий:

а)      необходимые ощущения при выполнении упражнений возникают очень быстро, даже тепло в ногах, которые у меня обычно холодные;

б)     уже через некоторое время я чувствую заметное успокоение сердечного ритма и дыхания, а также в психике;

в)     параллельно с этим происходит ослабление или полное исчезновение болей тройничного нерва, которые ранее не удавалось устранить с помощью мануальной терапии".

ОПАСНОСТИ

Самая большая опасность в аутогенной тренировке - это испытывающий страх, мелочный или излишне педантич­ный руководитель курса. Среди дилетантов такие типы встречаются редко, их скорее можно найти среди специа­листов. Тренер, который страдает сам от себя, заставит страдать и слушателей.

Другая опасность заключается в том, что некоторые руководители курсов, прикрываясь видимостью науки, рас­пространяют свои собственные взгляды. Поэтому участ­ники должны подходить к делу достаточно критично и задавать конструктивные вопросы, если у них возникают сомнения по поводу высказываний руководителя. По его реакции можно будет понять, насколько он пригоден для руководства курсами.

У многих желающих освоить аутотренинг пропадает желание заниматься, когда они имеют дело с неквалифи­цированным тренером. В некоторых санаториях и клини­ках занятия проходят под магнитофонную пленку, так что пациенты практически не имеют возможности задать ин­дивидуальные вопросы своему врачу или психологу. Такое разочарование в методе само по себе представляет опас­ность.

Точно так же, как руководитель курсов может представ­лять собой опасность, некоторые слушатели сами созда­ют опасности для себя, избегая откровенных бесед с ним или тренируясь в скованном состоянии, а иногда и слишком интенсивно.

Любым хорошим методом можно злоупотребить. Чаще всего расстройства здоровья могут возникнуть при использовании неправильных методов дыхания. Участникам курсов следует при любой неясности обращаться непосредственно к руководителю.О других опасностях, например, о внушении себе ложного ощущения здоровья здесь уже говорилось.

 

 

Список использованой литературы

 

1.       Свядощ А.М. Аутогенная тренировка по J.Schultz. Лечебное применение // Неврозы. - М.: Медицина, 1982. - С.246-254

2.      Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка: Справочное пособие для врачей. - Л., 1980.

3.      Гринберг Дж.,  Управление стрессом. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

4.      Линдеман Х. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности: Пер. с нем. - М., 1980.

5. http://bibliotekar.ru/med-6/24.htm

6.     http://ru.wikipedia.org/wiki/Аутогенная тренировка

7.      http://psi911.com/at-nevroz.htm

 

При использовании материалов данного сайта обязательна ссылка на www.ilonika.in.ua


Обновлено 04.11.2011 12:41